Адвокатура в последние века империи и в период раннего средневековья
Римляне, завоевав Галлию, перенесли в нее вместе с другими своими учреждениями также и адвокатуру, которая нашла себе благодарную почву в лице живых, болтливых и любящих споры галлов. «Из всех государств Европы», как писал Фурсль: «Галлия выказала наиболее склонности и расположения к адвокатуре».
Уже при первых римских императорах слава галльских ораторов и школ риторики была так распространена, что жители других стран посылали туда молодых людей учиться судебному красноречию. По словам Ювенала, красноречивая Галлия обучила британских адвокатов.
Римское владычество в ней продолжалось четыре с половиной столетия. Она представляла собой римскую префектуру, а потому все постановления об адвокатуре, издававшиеся римскими императорами, относились и к ней. Здесь тоже существовало сословие адвокатов в том виде, как и в Риме. Судя по нескольким сохранившимся известиям, можно заключить, что в этот период времени галльская адвокатура достигла высокой степени процветания.
Св. Иероним (IV в.) говорит о «плодовитости и блеске галльского красноречия», Авзоний (IV в.) превозносит «красноречие галльского языка», а Сидоний Апполинарий (V в.) упоминает о знаменитом ораторе Флавие Ницетие, которому, по его выражению, рукоплескало все собрание лучших адвокатов Галлии.
В V веке Галлия была завоевана франками. Вначале ее юридические учреждения не подверглись никаким изменениям. Хлотарь I (590 г.) предписал, чтобы во всех делах сохранились формы старого права, и чтобы процессы между римлянами (т. е. галлами) решились по римским законам. Адвокатура тоже продолжала существовать в прежнем виде. Бургундский закон подтвердил распоряжение Хлотаря и в то же время запретил адвокатам брать гонорар. В капитуляриях Карла Великого, содержатся также постановления об адвокатах.
Но с распадом монархии Карла Великого и развитием феодализма отправление правосудия, а вместе с тем и адвокатура стали приходить в упадок. Главными формами процесса сделались судебные поединки и Божьи суды и притом, не только в уголовных, но и в гражданских делах. Любопытным примером этого может служить процесс из-за одного пожертвования между Парижской церковью и аббатством Святого Дени (в 773).
Каждая сторона избрала себе человека, который должен был поднять руку и держать ее до изнеможения. Первым ослабел и опустил руку представитель церкви, и потому дело было решено в пользу аббатства. Еще курьезнее случай, происшедший в 1018 г. Один монастырский настоятель, отказываясь причислить святого Марциала к числу апостолов, предложил всякому, кто будет ему противоречить, решить дело поединком.
Дело дошло даже до того, что в 1168 г. Людовик VII в одном указе, относящемся к городу Орлеану, должен был запретить дуэль для дел ниже 5 су (около 70 франков). Само собой понятно, что при таком способе решения дел адвокатура не могла развиваться. Задача адвоката в подобных процессах заключалась только в обсуждении вопроса, следует ли допустить Божий суд в данном случае.
Обыкновенно адвокат, изложив требования своего клиента, подтверждал их юридическими доводами и в конце речи просил суд назначить судебный поединок, если противник не признает себя неправым. При этом адвокат от имени своего клиента делал вызов противнику, бросая к его ногам перчатку.
Адвокат противника, в свою очередь, защищал интересы своей стороны и доказывал, что судебный поединок излишен, но что в случае надобности его доверитель готов решить дело оружием лично или посредством наемного бойца. Если его клиент не признавал себя неправым и соглашался на поединок, то суд назначал место и время для него.
Приготовления к поединку, заключавшиеся в принесении присяги и совершении религиозной церемонии, происходили в присутствии адвокатов. Но когда герольд подавал сигнал к битве, обязанности адвокатов прекращались, и истец с ответчиком предоставлялись самим себе.
Дальнейшее развитие феодализма, результатом которого было образование во Франции целого рода самостоятельных вассальных владений, закрепощение низшего класса и господство частных войн вместе с кулачным правом, привело к окончательному падению законного порядка и правосудия.
Адвокатура совершенно заглохла. Только в духовных судах, где не допускались поединки, было больше простора для деятельности адвокатов. Каноническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канонического и гражданского права, практической подготовки и ежегодного принесения присяги
Отрицательные условия для занятия профессией были почти те же, что и в римском праве. К практике при духовных судах допускались как духовные, так и светские лица. Но в виду того, что между светскими было немного сведущих в праве, большинство адвокатов принадлежало к духовенству. Мало-помалу в их руки перешли не только церковные, но и гражданские, феодальные и уголовные дела, так что афоризм «никто не может быть адвокатом, кроме духовного» (nemo causidicus, nisi clericus) имел в это время полную силу на практике.
Первый толчок к новому порядку вещей был дан, с одной стороны, открытием Дигест Юстиниана в Амальфи (1135 г.), а с другой стороны, постановлениями вселенских соборов Латеранского (1179 г.) и Турского (1180), запретивших духовным адвокатам выступать в светских судах. В следствии этого, появилась хоть какая то потребность в светских юристах и стала постепенно возрождаться светская адвокатура.